Интервью для Alligator Line

интервью стоунер группа Селитра

Музыкальное онлайн СМИ Alligator Line
Интервью группы Селитра, часть 1
Часть 2

alligator line

Привет! Расскажите, для начала, кратко о себе. Все, что считаете нужным, но – в рамках разумного!

Мы – Селитра, играем Stoner/Fuzz rock. Поем на русском, живем в Сибири. Существуем с 2014, записали несколько EP, отыграли с дюжину концертов. Намерены продолжать, мы только-только разогрелись для настоящего драйва.

concert

Сразу вопрос – почему «Селитра»?

Если напрямую отвечать – почему, то потому что у нас намечался первый концерт, год играли без названия, и надо было срочно что-то писать на афише. Подтекста и тайного смысла тут нет. Когда придумываешь название для рок банды, мы считаем, надо ориентироваться на произношение (ведь будут же когда-нибудь его скандировать стадионы поклонников). Чтоб звучало энергично и коротко, не противно. А значение слова уже вторично.

Удачно у нас совпало, что селитра – какая-то едкая химическая дрянь, тут в стиль мы попали. Но если бы само слово нам не нравилось, как звучит, то за значение мы бы не цеплялись. Я вот не представляю как можно назвать группу «Кукрыниксы» — когда слышу, представляю, как труп голого жирного мужика тащат по гравию за ноги: кукры-никсы, кукры-никсы.. Мерзко на слух.

hallowwen

Вопрос, вытекающий из предыдущего… Как мне кажется, с названием вы угадали. Как по мне, то оно весьма «стоунеровое». Так какова же на ваш взгляд должна быть «стоунеровская» тематика? Пришельцам, например, есть в ней место или нет? Пустынным выжженным дорогам? Придорожным забегаловкам? Какова «химия» этого стиля, которая должна отражаться в тематике песен и обложках альбомов?

Тематика стоунера – это не набор клише, типа, «тачка, пустыня, космонавты, вискарь», это способ взглянуть на реальность по-новому. Это же и есть психоделика, изменение реальности. А изначальный материал может быть любой, хоть супермаркет, хоть вузовская столовка, вообще что угодно.

Бывает, идешь на репетицию в дождь, смотришь под ноги, там слякоть, лужи, индустриальная эта глина, и вдруг тебя начинает переть: блин, как же это все охренненно. Ни с чего, просто какие-то волны совпадают в этой точке, где ты находишься. Поймать настроение вот такого психоделического созерцания, это и есть задача стоунера и похожих жанров. Выйти за рамки привычной реальности.



Слышал мнение, что для заснеженных российских дорог и непреодолимой славянской тоски стоунер не подходит. Мол, это грубое музло для жарких американских штатов. Пофилософствуйте на этот счет пожалуйста!

В штатах они такой суровости и грубости, как у нас в Сибири, и не нюхивали.
Тут она своя, надо просто находить ее, эту романтику здесь. Забавно, когда чувак поет, как летит на импале по прериям, но по нему же видно, что после концерта возвращается на автобусе домой и кушает бабушкин борщ. Ничего плохого нет в этом борще, не надо его стесняться. Можно очень круто и драйвово писать песни про то что ты видел и знаешь, чувствуешь.

Вот группа Fat Bullets написали песню про комара – тема как бы для частушек, но это 100% стоунер и заходит на отлично, оригинально и честно. Или Winnie Fuzz с темой Плуг – сорри, это вообще практически славянский фольклор, но звучит очень свежо без налета американской эстетики.

Так что это заблуждение, что русского стонера не может быть, все плагиат – надо просто иметь яица писать без оглядки на запад. У них стоит учиться саунду, в этом они конечно короли, а тем для пачек тут у нас хватает. Мы кстати, в своем логотипе постарались воплотить именно сибирскую тему – этот вот козел, он же с сосульками на бороде, заледенелый и поэтому сердитый такой.
png-logo
Я почитал ваши тексты. Чисто мое мнение – мужики, вы попали если не в десятку, то в восьмёру точно. В меру стебно. В меру парадоксально. В меру устращающе («Ферма», по-моему, жутковата весьма). Если можно, то поподробнее про вашу текстовую кухню. Кто пишет и под влиянием чего?

Спасибо, мы в музыке лет по 10 уже, и тексты всегда были основой. Пишет только один человек — Илья, вокалист. К текстам отношение особо щепетильное, не как к гитарным риффам, где можно чисто на драйве сработать. Нельзя расставлять слова просто так, их потом петь противно. Пишутся они очень долго и нудно, поэтому песен, наверное, и мало. Много материала забраковывается, в пачки превращается процентов 40.

Все наши тексты не надо воспринимать буквально. Там всегда есть здоровая доля иронии, стеба. Без него вообще никак. Мы же не хотим быть ребятами которые катают на воображаемых импалах на пафосе. Главное выдерживать баланс и в клоунов не превратиться. А то есть группы – один раз послушал, поржал, а второй раз слушать уже не будешь, скучно. Как анекдот второй раз, не смешно уже.

Банальный вопрос – для стоунера вообще подходит русский язык? Да и для тяжелой музыки в целом? Я считаю, что не очень. Убедите меня в обратном?

Русский язык – великолепный инструмент для лирики. Про тексты я приводил примеры выше, однозначно подходит и очень крутые темы можно делать, в любом стиле. Я считаю, не писать и не петь на русском, это обкрадывать себя. Если ты не носитель языка, не коренной англичанин, то будешь писать на английском очень убогие тексты с маленьким словарным запасом. Не сможешь вставить игру слов, иронию, подтекст. Все тупо так будет, попсово. И англоязычным слушателям это не втюхаешь, потому что у них другая культура, они слова твои поймут, а смысл нет.

Это как пришел бы условный француз и начал перечислять нам со сцены «ушанка, балалайка, икра». Хоть даже на безупречном «рюсише», на хрен он кому нужен.

Русский язык, как и немецкий, испанский, для тяжелой музыки на самом деле подходит больше чем английский, тк в английском нет жестких рычащих и шипящих звуков. Где рычание то в английском, а? Где в самом языке агрессия? Нет ее. Англоязычные группы рулят не потому что они англоязычные, а потому что они очень круто играют и работают над саундом и имиджем.

А наши потом выходят на сцену в майках с Iron Maiden и с дичайшим акцентом начинают петь, до конца не понимая, о чем. Вопрос с языком для рока – это бывает вопрос тупо комплексов, тк больше людей хотят себя ассоциировать с Керри Кингом, а не с Шевчуком каким-нибудь. В итоге слепо дерут все с кумира, и стиль, и риффы, и язык.

a

Другой мой традиционный вопрос – расскажите о своем регионе, о его сцене. Что есть интересного-музыкального в Кемерово? Из стоунера только вы одни?

Провинции свойственно опаздывать за модой. Кемерово пару лет назад негласно считался столицей рока в Сибири. Это потому что соседний миллионник Новосибирск уже ко всему привык, все надоело, клубы пустые стояли. А в Кемерово еще можно было собрать 300 человек на солянку местных групп. Приезжали группы из соседних городов и офигевали, что перед сценой народ толпится битком, а у себя в городах они не собирают.

Сейчас и до Кемерова спад докатился. В принципе, как и во всем мире, рок концерт сам по себе уже никому не нужен – нужны именно вечеринки, а что там играет, рок или электроника, уже вторично. Отсюда засилье рукожопых каверщиков в заведениях. Люди пришли время проводить в кабак, им фиолетово, что там за музон.

Из стоунера на русском языке мы одни, наверное, начиная от Екатеринбурга. Если нет, поправь, мы только рады будем. В Кемерово да, мы точно одни в жанре. Есть еще у нас медленные ребята HEAL THE PRIDE, интересные чуваки, но там больше металл, стоунером не пахнет, хотя по духу нам близко.

В соседних городах есть группы в схожих стилях. Из тех, с кем общаемся и рекомендуем послушать: в Новосибирске To Have Balls – качественный олдскульный южняк, в Томске – Weeduza, стоунер с элементами электронного звучания. В каждом городе Сибири есть одна-две хорошие банды, повального бума нет, но с кем поиграть на выезде, есть везде.

Селитра и To Have Balls
Селитра и To Have Balls

Как ваша «жизнь гастрольная»? Что есть интересного из поездок, где выступали, на каких мероприятиях?

Пока клубы, клубы, клубы, города Сибири. Крупными фестивалями похвастать не можем, да на них особо и не рвемся – когда публика за 20 метров от сцены стоит за ограждением, ощущения не те. Фестивали сейчас это для Би-2 и прочего тухлого гноя, самое интересное происходит в небольших клубах, там делают музыку. Нормальные фесты тоже есть, но они все далековато от нас, мы как-то не готовы ехать в подмосковье на фест, чтобы там сыграть в 10 утра и уехать.

Самое интересное – публика, везде она разная. Есть у каждого города менталитет, неуловимо, но чувствуешь, что не дома. Больше всего понравилось в Томске, но это не нам одним. В принципе Томск всем советуем для гастролей – примут отлично.

buf

Насколько публика врубается в то, что вы делаете? Как вообще вас воспринимают в вашем городе?

Когда нравится играть, выступать – это видно, и публика чувствует. А нам нравится, так что обычно все проходит вполне драйвово. Если даже трое человек перед сценой, ну и отлично, оторвемся вшестером, по кайфу. Мы не заставляем никого плясать или еще что-то, никаких там «я не вижу ваших рук», тут фокус в том, что если ты кайфуешь сам, то это заражает.

В плане «врубания» в материал проблем не видим. Живем в эпоху тегов, вся музыка размечена, и тут скорее сложность попасть в лайнап, объяснить организатору, что у нас за стиль. Скидываем видео обычно, чтобы показать кто мы и что умеем. А когда ты уже на концерте — рифф есть рифф, это рок, детка, и если тебя это качает – какая разница как это называется, стоунер или шмоунер. Нет задачи чтоб врубались и растили бороды, пусть просто слушают и круто проводят время.

Се

Насколько я понял, у вас ещё нет полноформатника? Можно ждать и надеяться?

Полноформатник – да, хотим, но это такая длинная история… Боимся, не хватит терпения, хочется записывать новые темы, пока не остыли, пока от них нас самих прет. Сразу 10-12 песен мы быстро не выдадим, а в процессе сочинения старые пачки выгорают. Песни будут, но, наверное, все-таки порциями, в виде EP. А если заниматься полноформатником – то это с год заниматься только им.

Интересно видео, до сих пор опыта нету в клипостроении. Сейчас рассматриваем несколько сценариев, ищем оператора, определимся и будем снимать. Еще хотим live-запись концерта, это в планах на осень. На концертах мы пачки играем иначе чем на записи, хотелось бы добавить жизни, импровизаций, даже лажи в небольшом количестве, чтоб словить атмосферу концерта и сохранить ее в цифровом формате.

Вернемся снова к вам… как вы друг друга нашли и как решили играть вместе? Кто у вас генератор идей? Или все «первые среди равных»?

Последний проект был долгим, играли лет 7, а потом внезапно один из идейных основателей уехал из РФ. Это был шок, от которого оправлялись долго. Около года вообще ничем музыкальным не занимались, не репетировали, периодически думали – может хватит баловства этого, продадим инструменты и станем обывателями?

Но абсурд в головах победил, поставили на бас старого другана, с которым когда-то, еще в студенчестве, начинали играть рок, и все завертелось снова. Пока не жалеем. Была пауза, которая пошла на пользу – теперь точно знаем, что играем не по инерции, а что действительно этого хотим.
Творческий процесс построен вполне четко – с Ильи текст и общая концепция, риффы и аранжировка дело всей группы.

dsc04926

Где вас можно чаще всего услышать? Где выступаете или будете выступать?

Осенью планируем осваивать новые города Сибири, больше ездить, и выступать там, куда еще не добирались. Пока все на стадии формирования графика, точных дат и городов не назовем.

А как пришли к стоунеру? Что было до этого? Да и вообще, что заставило выбрать такую неблагодарную стезю, как рок-музыка?

Играем в разных составах давно, чего только не было, даже стебный провокационный рэпкор. Это не значит, что мы кидались из жанра в жанр: были долгие периоды одной темы, затем развивались в новом направлении.
Сейчас играем то что чувствуем, то что нам впору – мы уже не студенты, а пузатые циничные небритые дядьки, такое и творчество. Стоунер для нас это и развитие, и возвращение к корням – выросли на Led Zeppelin и Black Sabbath. Нам интересно это играть.

В стоунере мало чего нового можно изобрести… По крайней мере, я так думаю. А как думаете вы? Ведь согласитесь, очень много появляется откровенно скучных коллективов…

Верно, изобрести сложно, но не всегда новаторство — это критерий. В блюзе ничего не изобретают нового уже лет 60, но он жив. Потому что люди хотят слушать блюз. И хотят его играть.
Про скуку уже другой вопрос. Motorhead не изобрели ничего нового, но кто назовет их скучными?

Самое интересное происходит на стыке жанров. Когда нет примесей, то слушать интересно только тех, кто строго работает в одном жанре, но делает это лучше всех. Вторую по значению серф группу слушать уже скучно, да.

Мы и не стараемся играть чистый стоунер, это бы нас напрягало и загоняло в рамки. Мы не выкинем рифф из песни, если он «недостаточно стунеровый». Ноты то в принципе одни и те же у всех, решает саунд. Сыграй с лютым дистрошном Элвиса Пресли – и будет уже что-то новое.

Поэтому единственный канон, которому мы следуем – это фузовое звучание, мы скорее Fuzz Rock, чем Stoner в чистом виде. И если тегодрочеры будет вякать «это не стоунер», нам как-то все равно.

Банальный, но все равно мой любимый вопрос – что слушаете сами?

Мы всеядны, и признавать это не боимся. Есть заблуждение, что слушать надо только то что играешь, иначе не тру. Полная ересь. Например, в последний раз на дне рождения всей группой с удовольствием завтыкали в какой-то электронный саундтрек к боевиках из 80-х.

Конкретно сейчас что крутится в плей-листе чаще всего?

Предпочтения у всех разные. Вместе мы чаще всего слушаем музыку, когда едем выступать в другой город. В поездках слушаем что-нибудь стебное, то что бодрит, Ландышей, например. Можем и спеть хором.

Сыграем в игру «Топ-3». Назовите 3 лучших альбома из стоунера вообще и 3 лучших – из последних.

Тут трех пунктов мало, поэтому навскидку назовем три, хотя их десятки:
Down – Nola, Lowrider – Ode to Io, Truckfighters – Mania

Из того что скачали в 2016, и не удалим с винта в 2017:
Greenleaf – Rise Above The Meadow, Dunsmuir — Dunsmuir, Black Sabbath — The End.
down-nola
Чего, на ваш взгляд, не хватает региональной сцене (пусть и на примере Кемерово) и что надо сделать, чтобы «недостающие элементы» появились?

Надо, чтоб повысился уровень жизни у всей страны, тогда люди начнут тратить деньги на развлечения. Качественный рок концерт – это дорого. Например, организатор арендует дорогущее оборудование, свет, платит группам, а публика – бедные студенты, которые приходят и ничего не покупают в баре. С билетов много не выручишь, это все знают, основной доход – бар. В итоге нет смысла улучшать качество и делать действительно крутые мероприятия. Поэтому их и не делают, экономически невыгодно.

Все по минимуму – билет 100 руб, дешевое пиво для привлечения публики, это не выход, это тупик. Живые концерты должны стоить дорого. Если платить группам за выступления, им не придется где-то подрабатывать, они смогут репетировать и повышать уровень, в этом будет смысл.

Но это такие прям фантазии глобального порядка. Конкретно чего не хватает сейчас – разнообразия, наверное. В замкадье публика застряла в 2000-х по развитию, а то и в 90-х, ничего нового не принимает. Вечеринки, прости господи, каверов сектора газа до сих пор собирают толпы. Это и вина масс-медиа, в провинции до сих пор слушают радио и смотрят телек. Что идет оттуда – то и жуют, не заморачиваясь.

А масс-медиа тоже продвигает замшелых кумиров от Нашего Радио – Сплин, там, еще что-то. Новых групп, даже в этой
попсовой категории просто нет, все никак не сменят пластинку. А их нет, потому что попсу должен питать андеграунд, попса всегда брала из него идеи, а сейчас попсу от андеграунда отрезало, им и тырить идеи неоткуда. Сами варятся в каше из своих старых хитов.

Что надо делать конкретно? Надо находить своих людей во всей этой биомассе. И это должны делать сами группы – искать свою аудиторию, знакомиться, общаться, чтоб был костяк, который активно ходит на гиги. А этот костяк уже притянет и более широкие массы.

govnary

А вы сами что-то уже делаете для этого?

Да, мы стараемся сформировать вокруг Селитры активное сообщество – не фанов, нет, а близких по духу людей, с кем нам интересно. Как можем, пиарим у себя в соцсетях примечательные русские группы. Вообще без проблем рекомендуем паблики, которые в теме, считаем, что одно дело делаем, конкуренции нет.

Группа ВКонтакте у нас не про Селитру, а больше развлекательная, хотим сделать ее местом, где интересно будет потусить. Как руки дойдут, будем развивать канал и на Ютубе. Мы не хотим быть группой в вакууме, а частью какого-то движения.

Планы «Селитры» на ближайшие 2,5 года?

В планах – составить этот план. Развитие группы шло как-то спонтанно, но сейчас пришло понимание что нужно прокладывать дорогу и мостить ее золотым кирпичом. В нашем новом глобальном плане точно будет то, ради чего мы собрались – наделать побольше музыки.


Мужики, рад был поговорить с вами! Пара слов для подписчиков Аллигатора пожалуйста:

Наше первое полноценное интервью в составе Селитры, спасибо, это было интересно. Боялись банальных журналистских вопросов, но оказалось весьма занимательное общение, на темы, которые и нас самих волнуют.

Чуваки, цените, труд админов, они пропускают столько шлака через уши, чтобы рекомендовать вам лучшее. Музыки сейчас море, не ленитесь и сами искать новое, это того стоит. А если все-таки лень – то просто просматривайте стену Alligator Line.

Задай свой вопрос Селитре:

Только твой лайк отделяет Селитру от мировой славы.
Не ленись, упорись, поделись!

Напиши, что думаешь:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *